Далее на странице
Общие сведения о воздушных колодцах, боковых стен и о зубе топливника камина.
На предыдущем этапе строительства был выложен под камина, который является основанием топливника и в котором берут своё начало воздушные колодцы камина: по ним будет циркулировать комнатный воздух
Здесь мы переходим к следующему крупному и трудоёмкому этапу строительства камина - к кладке его топливника (топка, топочная камера см. Составляющие камина).
Здесь мы столкнемся со следующими моментами, которые считаются сложными в печном деле:
Во-первых, топливник камина имеет форму трапеции - его боковые стенки развернуты на 28°
Во-вторых, согласно порядовке задняя стенка топливника камина прямая, а перевал образуется за счет напуска кирпича на одну четверть в 13, 14 рядах. Наклон же задней стенки обеспечивается установкой металлического экрана.
Я поступил иначе: наклон верхней части задней стенки топливника камина я обеспечил, выложив так называемый зуб камина, за счет резки кирпича на необходимый угол.
И, в-третьих, как я уже говорил, боковые стены камина имеют вертикальные воздушные колодцы.
Всё вышеперечисленные детали усложняют кладку данной части камина, которая включает топливник и вертикальные воздушные колодцы.
Особенно это касается топливника, так как при кладке стен как боковых, так и задней придётся резать кирпич под различными углами.
А с 4-го ряда топливника (или с 9-го ряда камина в целом) начинается кладка зуба, который образуется за счет постепенного напуска кирпичей во внутрь топочной камеры. При этом все кирпичи необходимо резать под одним и тем же углом, чтобы наклонная плоскость зуба была гладкой и ровной.
Раскладка насухо 1-го ряда топливника. Шаблоны для кирпича
После необходимой разметки согласно порядовке приступаем к кладке 1-го ряда топливника камина.
Начинаем с раскладки кирпича насухо с соблюдением толщины швов. Напомню, что рекомендуемая толщина швов при кладке камина, а особенно топливника составляет от 3 до 5 мм.
Для резки кирпича я изготавливал шаблоны из бумаги, чтобы добиться максимальной симметричности правой и левой стен топливника (как внутренних, так и наружных), так как камин - это симметричная конструкция: его правая и левая стороны идентичны.
Кроме этого, у топливника через один ряд раскладка кирпича повторяется (раскладка 1 и 3-го рядов и т.д., а также 2 и 4-го и т.д. - одинакова), естественно, за исключением кирпичей, образующих наклон верхней части задней стенки. Поэтому шаблоны просто необходимы, чтобы каждый раз не примерять/подбирать кирпич заново.
При кладке зуба топливника (то есть при наклоне верхней части его задней стенки) понадобится отдельный шаблон, чтобы резать кирпичи на один и тот же угол.
При кладке первого ряда топливника по аналогии с кладкой первого ряда всего массива камина важно выдержать все размеры согласно порядовке, соблюсти прямолинейность кладки и добиться правильного положения кирпичей в горизонтальной/вертикальной плоскостях. Так как ошибки, допущенные при кладке первого ряда топливника, отразятся на кладке всей оставшейся части камина.
Ниже вы видите раскладку насухо первого ряда топливника камина.
Хотелось бы отметить такой момент: я немного отошел от порядовки и увеличил глубину топливника на полкирпича, то есть на 12,5 см.
Судите сами, опираясь на фото вверху: представьте себе топливник без левого и правого, ближних к Вам кирпичей. Мне он показался маловат. Меня это не устраивало, поэтому я и решил увеличить его размер.
Воздушные колодцы камина
Иллюстрация, сделанная с боковой стороны камина, наглядно демонстрирует отверстия в 5-м ряду, ведущие в вертикальный канал, расположенный в боковой стенке камина.
Естественно, с противоположной стороны камина устраивается такой же воздушный колодец, и предусматриваются аналогичные, ведущие в него, ниши.
Порядок кладки кирпичей первого ряда топливника
Я начал кладку первого ряда топливника с лицевого кирпича. Далее я клал кирпич так, как показано стрелками.
Но фото первый ряд топливника уже выложен, а стрелками и цифрами показан порядок кладки его кирпичей.
Угловые кирпичи 14 и 17 являются завершающими и кладутся последними.
По правилом печной кладки, для того, чтобы добиться нужной плотности швов, кладку ряда необходимо завершать угловым кирпичом. Таким образом, мы имеем возможность подогнать последний кирпич одновременно к двум уже уложенным кирпичам.
Разумеется, этот порядок кладки топливника не является единственным и обязательным. Вы можете его изменить, выстроить для себя. Но лично мне такая последовательность показалась наиболее удобной.
Раскладка насухо и кладка второго ряда топливника
Со вторым рядом топливника поступаем аналогично: сначала раскладываем кирпичи насухо с соблюдением толщины швов, и, если всё нормально, приступаем к кладке.
Здесь порядок кладки кирпича примерно такой же: начинаем с лицевого кирпича, являющегося первым кирпичом топливника, далее выкладываем всю топку, а затем и боковые стенки ряда.
Стоит сказать, что кладка второго ряда топливника у меня заняла больше времени. Из фотографии видно, что в этом ряду большее количество кирпича нужно резать под углом: если в первом ряду таких кирпичей всего 4 (2, 4, 8 и 10 - см. фото), то здесь их 7.
Обязательно нужно следить за перевязкой швов.
Третий ряд топливника
Выкладываем третий ряд топливника. По раскладке и форме кирпичей он идентичен первому ряду.
После кладки третьего ряда топливника (он же восьмой ряд всего камина), я уже немного «набил руку» в резке кирпича и его кладке.
И это хорошо, потому что впереди нас ждет достаточно сложный этап - кладка зуба камина.